Чистая монополия

Практика показывает, что чистая монополия, как правило, существует в теории. 1. При чистой монополии рыночная цена обычно выше, а объем производства ниже, чем при совершенной конкуренции. Монополия может существовать лишь в условиях, когда проникновение и деятельность на рынке других фирм являются практически невозможными или экономически неэффективными. Остальные фирмы вытес­няются из отрасли, и возникает естественная монополия.

Чистая монополия — ситуация когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции у которой нет близких аналогов. Примерами монополий в РБ могут быть — МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз. В городах существуют специфические монополии — существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы.

4.Закрытые монополии — образуются когда правительство одним компаниям разрешает данный вид деятельности, а другим запрещает. 5.Открытые монополии — образуются в случае, если компания выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции, ранее не производившимся. Существование монополий является неизбежностью, но отношение к ним неоднозначное. Главным аргументом противников монополий является то, что, пользуясь своим положением на рынке, они занимают объем производства, повышая цены, получая большую экономическую прибыль.

Монополии стараются воздействовать на государственные органы, ухудшая ситуацию на рынке, и, добиваясь законодательного закрепления своего положения. 3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Эти компании получили название естественных монополий. Естественным монополиям государство обыч­но предоставляет исключительные привилегии. Также к монополиям могут быть отнесены крупные корпорации, доми­нирующие в отрасли. Рыночная власть и монопольное по­ложение на рынке обусловлено юридическими барьерами, исключающими конкуренцию в отрасли. Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов.

Чистая монополия. Виды и черты

К отраслям чистой монополии принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение. Однако многие рыночные структуры по основным параметрам очень близки к ситуации чистой монополии, чем к какой-либо другой рыночной модели. Примером естественной монополии могут служить компании «Газпром», РАО ЕЭС. Даже если технически возможно существование двух и более фирм в этих отраслях, экономически это неэффективно.

Основное отличие в поведении совершенного конкурента и чистого монополиста обусловлено характером кривых спроса. В условиях совершенной конкуренции текущая цена устанавливается рынком, и фирма не может воздействовать на нее, являясь ценополучателем.

Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль. Типы монополий

Если Мп>0, то функция совокупной прибыли растет, и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль. При любой другой ситуации монополия остается на рынке, даже если она не может покрыть свои постоянные издержки краткосрочного периода. Монополист не назначает максимально высокую цену. Монопольная власть фирмы ограничена рыночным спросом, назначение цены выше Р* повлечет за собой снижение совокупной прибыли монополии.

Особенности монополии

Обычно большинство кривых спроса бывают эластичными в верхнем интервале и неэластичны в нижнем. На рис. 5.8 представлены возможные изменения цены и объема предложения в зависимости от изменений функции спроса. Именно поэтому модель кривой предложения, как взаимооднозначное соответствие между ценами и объемами производства, используется только в теории совершенной конкуренции. Для других рыночных структур (монополии, олигополии, монополистической конкуренции) кривой предложения в данном понимании не существует.

Административная монополия это монополия, защищенная нормативно-правовыми актами, т.е. ее появлению способствовали не рыночные, а административные барьеры. Предпринимательская монополия — это монополия, возникшая в результате конкуренции, за счет более успешной стратегии фирмы по сравнению с ее конкурентами. Такая монополия носит, как правило, временный характер. Примерами естественных монополий служат метро, энергетика, железная дорога.

В этом случае эти предприятия могут устанавливать низкие цены на свои товары и услуги. Конкурентов у неё нет, но они могут появиться в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции. Кроме этого существует вероятность более высоких издержек производства и менее эффективного использования ресурсов из-за отсутствия конкуренции. 1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним про­давцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единст­венным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.

В качестве примера чистой монополии обычно рассматрива­ются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства — предприятия газо-, электро-, водоснабжения и не которые другие. Спо­собствующие формированию таких барьеров факторы и порожда­ют монопольную власть на рассматриваемых рынках.

Монополия — это рыночная структура, где действует один продавец и множества покупателей. В условиях чистой монополии фирма обладает особой рыночной властью, позволяющей ей регулировать рыночные цены на свою продукцию, изменяя объемы продаж.

Читай еще: