Как избавиться от кикиморы

1234567Ухова И. В.Кикимора — мифологический и литературный персонаж // Славянский сборник. Она могла представать и в образе животного. В обычное время кикимора и подобные ей существа невидимы.

Образ Кикиморы в народных поверьях является одним из самых неуловимых. Как и другие духи крестьянского дома и подворья, Кикимора редко показывается людям. Обычно она дает о себе знать шумом и различными проделками, сама оставаясь невидимой. Да и видеть-то ее нежелательно, ибо показывается она к несчастью. Многие полагали, что Кикимора — жена Домового. Считалось, что днем она сидит за печкой, а по ночам выходит проказить с прялкой, веретеном и начатой пряжей.

Как избавиться от кикиморы

Оборотные» нити, изготовленные в праздники, играли важную роль в домашнем обиходе. Очевидно, прядение Кикиморы — это прядение нитей судьбы дома и его обитателей. От проказ Кикиморы помогал подвешенный в курятнике камень «куриный бог», горлышко разбитого кувшина или старый лапоть.

По непонятным причинам Кикимора особенно не любит мужчин. Она может неожиданно подбрасывать камни под ноги прохожему или швырять их ему в голову. Кикимору описывали как низенькую скрюченную неряшливую и безобразную старушку, длиннокосую девушку или женщину, как маленькую девочку или даже как мужика или старика. Кикиморы обыкновенно невидимы. В большинстве регионов активность кикиморы не привязывалась к определённому времени года, лишь в некоторых местах её причисляли к святочной нечисти.

Ночью она выходит из укрытия и занимается любимыми делами, на первом месте среди которых прядение и подобные женские работы. Представления о кикиморе были довольно расплывчаты. Сама же взывает, сильно крича, как будто кто-то обидел её или досаждает ей. И она нам сказала: «Согнали сестру мою из Москвы, но, впрочем, вскоре — все будем в Москве».

Лекан закладывался под матицу (потолочную балку), между брёвен в переднем углу:495, под печкой или за печку[комм. 2]:177, в подполье, в поленницу. Иногда кикимору видели и в образе животного: свиньи, собаки, быка, зайца, утки (Восточная Сибирь):495, кошки:177, хомяка (в сказке):495. Кикиморы обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать, видеть на далёкое расстояние. По ночам же она выходит проказничать, как оставаясь при этом невидимой, так и иногда принимая зримый образ:62-63:495 (хотя есть немало быличек и о дневном появлении кикиморы:49).

На Русском Севере считалось, что из состриженной шерсти, волос и перьев кикимора делает постель для скота:495:51, а в Новгородской губернии — что она таким образом «метит» скот и людей:51. Когда кикимора начинает плести кружева в подполье и перебирать и стучать коклюшками, подвешенными на кутузе (Вологодская губерния):64:263, или плакать, то быть беде.

Черепанова О. А. Мифологические мотивы в памятниках древней славяно-русской письменности и литературы: О бесах в жилище и во дворе // Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. Быличка как жанр фольклора и её современные судьбы // Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. и комм. В. П. Зиновьев.

Кикимора в народных поверьях

Орёл: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2014. — С. 26—33. — 234 с. — ISBN 978-8-91468-148-4. Кикимора – персонаж, свойственный в основном севернорусской мифологической традиции.

Происхождение кикиморы в народном сознании связывалось с представлениями о «неправильных» покойниках

Имя этого персонажа состоит из двух частей: «кик» и «мора». Одни исследователи считают, что первая часть, возможно, происходит от глагола «кикать» в значении «кричать, плакать, причитать». Это слово ученые связывают с глаголом «шишить», существующем в народных говорах и имеющим значение «копошиться, шевелиться, делать что‑то украдкой». Нельзя не отметить, что смысловые оттенки всех приведенных корней и слов соотносятся с соответствующими характеристиками образа кикиморы в традиционных представлениях.

В мифологических рассказах кикимора предстает уродливой, сгорбленной старухой, в лохмотьях, неряшливой, с распущенными волосами. Довольно часто ее изображали в бабьем кокошнике на голове.

Средства задобрить кикимору, договориться с ней в мифологических рассказах почти не упоминаются

Ее воображали в виде женщины с большой головой и длинными руками. На основе имени мокоши и причастности ее к женским работам исследователи полагают, что в ней можно видеть трансформированный образ древнесла‑вянского божества Мокоши. В некоторых местностях был известен также образ запечельницы, или запечельной мары, который, как и мокоша, был близок по своим характеристикам кикиморе.

На Вологодчине и в Ярославской губернии кикимору представляли в образе крохотной женщины или старушки. В некоторых местах Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерний существо, подобное кикиморе, называли «марой», «мокушей» или «мокошей». В местных огласовках имя кикиморы могло звучать как «шишимора». На протяжении многих веков народный фольклор стремился отобразить Кикимору как нечто уродливое, безобразное, устрашающее и опасное.

Читай еще: